Планы практических (семинарских) занятий по психологии

Планы практических (семинарских) занятий по психологии

Занятие 1. Психология как наука. Предмет, цели, задачи психологии. Отрасли и разделы психологии. История и философия психологии. Мозг и психика.

Вопросы для подготовки:
1. Донаучный этап развития психологической мысли. Взгляды представителей Милетской школы, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля на природу души, соотношение телесного и духовного.
2. Психологическая мысль в период Средневековья и Возрождения (Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж. Локк).
3. Развитие отечественной психологической мысли (И.П.Павлов, К.Н.Корнилов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Д.Н.Узнадзе и др.).
4. Что изучает психологическая наука. Предмет и структура общей психологии.
5. Современные психологические школы (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм, гуманистическая психология).

Занятие 2. Методы психологии. Эмпирические и априорные, естественно-научные и культурно-исторические. Атомизм и холизм.

Вопросы для подготовки:
1. Основные общенаучные методы в психологии
1.1 наблюдение и его виды
1.2 эксперимент и его виды
1.3 измерение
2. Естественно - научная традиция в психологии
3. Культурно - историческая традиция в психологии
4. Эмпирическая и априорная традиция. Понятия эмпиризма и рационализма в психологии.
5. Холизм и атомизм в психологии

Занятие 3. Психические познавательные процессы. Ощущение. Боль

Вопросы для подготовки:
1. Понятие и значение ощущений.
2. Развитие ощущений в онтогенезе человека.
3. Классификации ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.
4. Основные свойства ощущений
5. Основные характеристики ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса.
6. Адаптация и сенсибилизация
7. Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
8. Расстройства ощущений. Количественные и качественные нарушения.

Занятие 4. Психические познавательные процессы. Восприятие.

Вопросы для подготовки:
1. Общее понятие о восприятии
2. Развитие восприятия в онтогенезе человека.
3. Физиологические основы восприятия
4. Организация восприятия
5. Свойства восприятия и их проявления в различных видах восприятия.
6. Виды восприятия, особенности классификации.
7. Особенности восприятия пространства, времени, движения.
8. Специфика процесса восприятия по сравнению с процессом ощущения.
9. Методы исследования восприятия.
10. Расстройства восприятия. Количественные и качественные нарушения.

Занятие 5. Психические познавательные процессы. Мышление

Вопросы для подготовки
1. Понятие о мышлении.
2. Теории мышления (западные: ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; отечественные: А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков)
3. Развитие мышления в онтогенезе (Л.С.Выготский, Ж.Ж.Пиаже).
4. Операции процесса мышлени
5. Виды мышления. Типы ммышления.
6. Основные формы абстрактного мышления
7. Методы мышления
8. Структура решения мыслительных задач

Занятие 6. Психические познавательные процессы. Мышление (продолжение). Интеллект.

Вопросы для подготовки
1. Индивидуальные особенности мышления
2. Методы исследования мышления
3. Нарушения мышления. Количественные и качественные расстройства.
4. Определение интеллекта
5. Способности. Одаренность. Талантливость. Гениальность
6. Расстройства интеллекта.

Занятие 7. Психические познавательные процессы. Память

Вопросы для подготовки:
1. Сравнительный анализ различных теорий памяти и их вклада в современное понимание закономерностей памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Основные характеристики процессов памяти.
4. Закономерности перехода от кратковременной к долговременной памяти.
5. Общий обзор методов и методик исследования памяти.
6. Возможности развития памяти. Приемы совершенствования памяти.
7. Расстройства памяти. Количественные и качественные нарушения

Занятие 8. Психические познавательные процессы. Сознание.

Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика и основные понятия.
2. Формирование сознания в онтогенезе
3. Взаимодействие сознания и бессознательного
4. Основные функции сознания
5. Содержание сознания и уровень бодрствования
6. Бодрствование и сон – основные состояния сознания
7. Методы исследования сознания
8. Нарушения сознания и самосознания.

Занятие 9. Психические эмоциональные процессы. Эмоции, чувства, настроение, аффект.

Вопросы для подготовки:
1. Понятие эмоций и чувств. Их значение в жизни человека.
2. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.
3. Теории эмоций и чувств (физиологические теории; теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера, Когнитивная теория Т. С. Шехтера, информационная теория П. В. Симонова)
4. Развитие эмоций
5. Функции эмоций и чувств
6. Классификация эмоций (по силе и продолжительности, по субъективному переживанию, с точки зрения влияния на деятельность).
7. Классификация чувств (по содержанию, по силе стремления к объекту)
8. 10 фундаментальных эмоций К. Изарда.
9. Управление эмоциями.
10. Нарушение эмоциональных реакций.

Занятие 10. Психические мотивационно-волевые процессы. Мотивация. Воля.

Вопросы для подготовки:
1. Определение понятия «воля».
2. Теории воли.
3. Психофизиологические основы воли
4. Волевые действия и их структура
5. Волевые свойства (качества) личности
6. Развитие и самовоспитание воли
7. Методы изучения воли и произвольности.
8. Сравнение простого волевого действия и привычки в жизнедеятельности индивида.
9. Опишите взаимосвязь воли и мотивации через целеполагание.
10. Вклад различных теорий мотивации в современные представления о мотивации деятельности и поведения личности.
11. В чем специфика исследования мотивации в разных направлениях и школах психологии (психоанализе, бихевиоризме, школе К.Левина, гуманистической психологии)?
12. Проблема биологического и социального в мотивации человека.
13. Патология воли.

Занятие 11. Психические мотивационно-волевые процессы. Внимание.

Вопросы для подготовки:
1. Роль внимания в жизни и деятельности человека.
2. Физиологические основы и мозговые механизмы внимания.
3. Вклад различных психологических теорий в современное понимание внимания.
4. Как в явлениях внимания соотносятся проявления доминанты, безусловных и условных рефлексов.
5. Свойства внимания.
6. Методы исследования и развития внимания.
7. Основные виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.
8. Способы совершенствования внимания. Формирование и развитие внимания (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.).
9. Нарушения внимания.

Занятие 12. Психические свойства. Индивид, индивидуальность. Темперамент.

Вопросы для подготовки:
1. Общая характеристика темперамента
2. История развития учений о темпераменте. Типы темперамента.
3. Свойства темперамента
4. Происхождение и развитие темперамента
5. Темперамент и деятельность.

Занятие 13. Психические свойства. Характер.

Вопросы для подготовки:
1. Основные подходы к пониманию природы характера.
2. Представления о характере в отечественной психологии.
3. Понимание характера в зарубежной психологической литературе.
4. Закономерности становления черт характера в онтогенезе человека.
5. Понятие структуры характера. Содержание и форма характера
6. Особенности структуры характера
7. Структурные свойства характера
Типология и классификация характеров. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуации пр А.Е.Личко и К.Леонгарда.
8. Отношение к болезни, особенности поведения пациента на приеме у врача в зависимости от типа темперамента и акцентуации характера.

Занятие 14. Психические свойства. Личность.

Вопросы для подготовки:
1. Понятие о личности в психологии (индивид, личность и индивидуальность.)
2. Понятие личности и ее структуры в трудах зарубежных и отечественных психологов, (психоаналитическое, бихевиоральное, гуманистическое, гештальтпсихологическое, когнитивное направления. Рубинштейн С.Л., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Петровский А.В., Мерлин В.С.)
3. Соотношение биологического и социального в личности (по Голубевой Э.А.)
4. Характеристика направленности личности и ее компонентов.
5. Самосознание личности (самооценка и уровень притязаний, понятие «Я-концепция»)
6. Формирование личности (критерии сформировавшейся личности, процесс и этапы формирования личности, механизмы формирования личности.)

Занятие 15. Социальная психология. Личность и общение. Психология малых и больших групп.

Вопросы для подготовки:
1. Социальная психология; объект и предмет изучения. Методы исследования в социальной психологии.
2. Понятие общение. Виды и функции общения.
3. Понятие личности в социальной психологии. Личность и социальная группа.
4. Понятие и виды малых групп.
5. Понятие и виды больших групп.

Занятие 16. Возрастная психология. Психология развития.

Вопросы для подготовки:
1. Определение, предмет и задачи возрастной психологии
2. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии (психоаналитический подход, теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, бихевиоризм о закономерностях детского развития)
3. Основные концепции психического развития человека в онтогенезев российской психологии (выготский и его школа, гипотеза психологического развития Д.Б. Эльконина)
4. Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени.

Занятие 17. Субъективные особенности восприятия здоровья и болезни. Горе. Стресс. ВКБ. Возрастные и этнокультуральные особенности.

Вопросы для подготовки:
1. Субъективные особенности восприятия здоровья и болезни
2. Определение стресса
3. Стадии стресса. Формы стресса
4. Физиология стресса
5. Определение горя
6. Классификация реакций горя
7. Критерии диагностики неосложненного горя
8. Осложненное горе
9. Определение ВКБ. Варианты ВКБ

Занятие 18. Психофизиология и нейрофизиология психических процессов и свойств. Взаимосвязи психологии с другими разделами медицины.

Вопросы для подготовки:
1. Нейрофизиология и психофизиология ощущений
2. Нейрофизиология и психофизиология мышления
3. Нейрофизиология и психофизиология восприятия (ассоциативные зоны)
4. Нейрофизиология и психофизиология внимания
5. Нейрофизиология и психофизиология памяти
6. Нейрофизиология и психофизиология сознания
7. Взаимосвязь психологии с другими разделами медицины

Занятие 19. Страх и тревога. Методы диагностики, преодоления.

Вопросы для подготовки:
1. Степени и виды страха
2. Физиология страха
3. Фобии
4. Определение тревоги, ее формы и проявления.
5. Методы диагностики тревоги и страха.
6. Методы преодоления страха и тревоги.

Занятие 20. Экспериментально-психологические методы исследования психических процессов.

Вопросы для подготовки:
1. Экспериментально-психологические методы исследования ощущений
2. Экспериментально-психологические методы исследования внимания (таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнсберга, пробы на переключение, отсчитывание).
3. Экспериментально-психологические методы исследования памяти (тест десяти слов, метод пиктограмм, тест «оператив¬ная память»).
4. Экспериментально-психологические методы исследования восприятия (сенсорная возбудимость, пробы Ашафенбурга, Рейхарда, Литмана).
5. Экспериментально-психологические методы исследования мышления (тесты на классификацию, исключения, силлогизмы, аналогии, обобщение, выделение существенных признаков; ассоциативный эксперимент; проблема Эверье; пиктограмма; тест дискриминации свойств понятий).
6. Экспериментально-психологические методы исследования эмоций (тест Спилберга, шкалы тревоги Тейлора, Норакидзе, опросник САН, метод цветовых выборов Люшера).

Занятие 21. Экспериментально-психологические методы исследования психических свойств.

Вопросы для подготовки:
1. Экспериментально-психологические методы исследования темперамента
2. Экспериментально-психологические методы исследования характера

Занятие 22. Психология управления. Конфликтология.

Вопросы для подготовки:
1. Психология управления. Цель, предмет, объект, задачи психологии управления.
2. Психологические законы управления. Функции управления.
3. Конфликтология, ее предмет и задачи.
4. Структура конфликта.
5. Стадии (динамика) конфликта.
6. Типологии конфликта

Занятие 23. Педагогика как наука.

Вопросы для подготовки:
1.Возникновение и развитие педагогики. Объект, предмет и функции педагогики Система педагогических наук, связь педагогики с другими науками
2. Общение, воспитание, образование как общественные явления
3. Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности
4. Педагогическое общение как форма взаимодействия врача и пациента
5. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействия.

Занятие 24. Воспитание и обучение. Педагогические аспекты деятельности врача.

Вопросы для подготовки:
1. Сущность процесса обучения
2. Законы, закономерности и принципы обучения
3. Методы и средства обучения. Формы обучения. Индивидуальное и групповое обучение.
4. Способы формирования у врача готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации

Занятие 25. Приемы и способы индивидуальной беседы и чтения лекций

Вопросы для подготовки:
1. Характеристика и этапы индивидуальной беседы.
2.Функции лекции. Виды лекций.
3. Подготовка содержания лекций. Разработка текста лекций.
4. Методические основы чтения лекций

Занятие 26. Итоговое занятие.